г. Барановичи
ул. Парковая, 62, к.3,
ауд. 125-126

    Консультационный зал

    ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО: РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

    ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО определяется как «деятельность, в результате которой ребенок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения».

    Особенности детского творчества проявляются в его непосредственности (ребёнок ориентируется не на результат, а на собственные возможности), вариативности (создаётся много версий одного проекта, без выбора «удачных» и «неудачных» решений), своеобразии (дошкольник оценивает своё творчество сам, не подстраиваясь под мнение других людей), гуманизме (работы детей отличаются оптимистическим взглядом на мир).

    ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

    Творчество оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.

    1. Для ребёнка творчество имеет намного более выраженный познавательный окрас, чем для взрослого. Это целый особый мир, где ребёнок может познать себя и свои возможности, а также окружающий мир и свое отношение к нему
    2. Ребёнок, в отличие от взрослых, не руководствуется в своём творчестве критической оценкой общества и модой. Поэтому так важно хвалить работы малышей, чтобы стимулировать их воображение и развитие собственного вкуса.
    3. Основное внимание в детском творчестве уделяется самому процессу, а не его результату. Не торопите ребёнка, позвольте ему насладиться творческим процессом.
    4. Новая деятельность, как правило, не пугает ребёнка. Он всегда готов поэкспериментировать с материалами. Не бойтесь предлагать малышу разнообразные виды творчества.

    КАК ВДОХНОВИТЬ ДЕТЕЙ НА ТВОРЧЕСТВО

    • Один из лучших способов вдохновить детей на творчество — это активно показывать им разнообразные формы искусства. Посещение выставок, концертов, театров и прочих культурных мероприятий может помочь им открыть глаза на красоту и разнообразие творческого мира.
    • Важно внимательно наблюдать за реакцией ребёнка на различные формы искусства. Заметьте, во что он играет, поет, танцует или рисует во время своих игр. Это может подсказать вам, что именно привлекает его в мире творчества.
    • Спросите ребёнка о его интересах. Постарайтесь задать ребёнку вопросы, которые помогут ему определиться с тем, чем он хотел бы заниматься. Узнайте о его интересах и стимулируйте его мышление. Направьте его в нужное русло, предлагая возможности исследовать выбранный вид деятельности.
    • Уважайте выбор ребёнка. Прислушивайтесь к желаниям ребенка. Избегайте соблазна навязывать свое мнение или устанавливать ограничения. Уважайте его выбор и поддерживайте в творческих устремлениях.
    • Будьте другом своему ребёнку. Помочь детям открыться через творчество — это долгий и увлекательный процесс. Следуя принципам, описанным выше, вы можете подарить им возможность найти себя в мире искусства.

    СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

    Рисование самое первое и занимательное творчество, которое осваивают дети ещё в раннем возрасте. Материалы для рисования: карандаши, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, фломастеры.

    Содержание рисования

    • Важно понять, какой материал ребёнок любит, чаще выбирает, но, может быть, он не знает выразительности других материалов. Покажите ему некоторые приёмы. Например, размывание акварели, создание новых оттенков, цветов.
    • Дома дети чаще рисуют то, что они хотят. И содержание рисунка показывает, что нравится малышу, что у него лучше получается. Попросите ребёнка рассказать о том, что он нарисовал, помогите выделить некоторые средства выразительности. (Как ты нарисовал злого волка, добрую собаку? Почему выбрал этот цвет? И пр.) Такие вопросы заставляют его задуматься, перейти к сознательному отбору признаков персонажа.
    • Предложите нарисовать то, что он увидел на прогулке в парке, после посещения зоопарка, после чтения любимой книги, передать в рисунке сюжет знакомой песни.
    • Рисунки нужно подписывать, ставить дату. Желательно придумывать цели рисования: пригласительный билет, рисунок на память, портрет мамы, бабушки, папы, картину для украшения своей комнаты.
    • Работы большого формата малыш может выполнять в течении определённого срока, постепенно дополняя свою картину. Например, нарисовать свою улицу: сначала много домов, потом транспорт деревья, того, кто живёт в домах (смотрят в окна, стоят на балконе), идущих по улице и т. д. Содержимое может расширяться, дополняться, пока у ребёнка есть интерес. Сделайте рамку и украсьте рисунком свой дом, поищите место для него вместе с маленьким художником.

     ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

     Рисование пальчиками

    Материалы: тарелочки с гуашью, бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой.

    Рисование ладошкой

     Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки, и делает отпечаток на бумаге.

    Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается..

    Штампирование

    Материалы: в качестве штампов используются пластиковые штампики, ватные диски, деревянные фигурки, детали конструктора, заготовки из сырых овощей (морковь, половинки яблок и груш, картофель, пекинская капуста и др.), тампоны или кусочки поролона, свежие листья растений (прямо на их поверхность наносится краска с помощью кисточки); бросовый материал (крышки от пластиковых бутылок, пробки, коробки и т.д.).

    Способ получения изображения: Научить обмакивать штамп в краску, прикладывать его к листу, прижимать, не сдвигая с поверхности, аккуратно поднимать, обращать внимание на полученный оттиск, видеть аналогию с предметом или явлением природы, дорисовывать детали.

    • Учить заполнять силуэт предмета, не выходя за контурную линию.
    • Обучать оставлять отпечатки в определенной логической последовательности (башня, гусеница, бусы, вагончики поезда).
    • Учить составлять изображение предмета из нескольких част

    Кляксография

    Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", такие вопросы развивают мышление и воображение. После этого рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

    Рисование с помощью полиэтиленовой или пищевой пленки

    Материалы: полиэтиленовая или пищевая пленка.

    Способ получения изображения: Пленка накладывается на влажный рисунок, на который густыми мазками наносится гуашь или акварельные краски в виде ярких пятен. После этого её не нужно натягивать или разглаживать.

    Напротив, чтобы получить более рельефную поверхность, нужно создать специальные складочки, сдвигая пленку. Поверх нее рисовать пальчиками или ватными палочками, смешивать краски, распределяя их по всей поверхности листа. Через несколько часов, когда краска подсохнет, можно снять пленку (на листе останутся тонкие черточки и пузырьки, которые паутиной покрывают все) и дорисовать рисунок.

    Скатывание бумаги

    Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

    Способ получения изображения: ребёнок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

    Восковые мелки + акварель

    Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

    Отпечатки листьев

    Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

    Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок, а черешки у листьев можно дорисовать кистью.

    Поролоновые рисунки

    Из поролоновых губок можно сделать самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному).

    Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

    Рисуем с помощью круп

     Материалы: любые крупы, какие найдутся дома; эскиз рисунка; клей и кисточка; дополнительно можно использовать краски или карандаши.

    Способ получения изображения: распечатайте простой рисунок из интернета или возьмите детскую раскраску. Ребёнок должен наклеить крупу, заполнив эскиз. По желанию раскрасьте фон красками и карандашами или сразу распечатайте цветные картинки. Вот такие поделки можно получить.

    Правила для родителей

    Для дошкольников рисование – это одно из самых обожаемых видов деятельности. Таким образом ребёнок может выразить свои мысли и переживания, происходит его полноценное творческое развитие. Но для того, чтобы в этом процессе не происходило ошибок родителям необходимо учитывать несколько правил.

    1. Правило первое. Не критикуйте и не высмеивайте ребенка. Если у него не получается что-то – помогите ему, подскажите как лучше сделать.
    2. Правило второе. Не делайте ограничения для ребенка в средствах для рисования. У вашего ребенка всегда должно быть много разного вида красок, мелков, фломастеров, карандашей. Пускай рисует, сколько захочет.
    3. Правило третье. Следите, чтобы занятие не затягивалось по времени. Нельзя чтобы ребенок уставал. Это способствует формированию плохого отношения к рисованию. Однако если ребенок весь увлечен творческим процессом – не перебивайте его, дайте доделать работу до конца.

    Вдохновения и отличных результатов!

     

    Информацию подготовила Светлана Васильевна Кондратюк,
    старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования
    факультета педагогики и психологии учреждения образования
    «Барановичский государственный университет», магистр педагогических наук

     
    Наш адрес:
    225401, ул. Парковая, 62, к. 3, ауд. 125 - 126,
    г.Барановичи, Брестская область, Республика Беларусь
    Телефон (факс): 8 0163 50 90 88
    E-mail: lpd@barsu.by,
    Независимая оценка качества
    © 2024 Лаборатория педагогики детства. Кафедра дошкольного и начального образования. Факультет педагогики и психологии. Учреждение образования "Барановичский государственный университет"