Лаборатория педагогики детства является структурным подразделением кафедры дошкольного и начального образования факультета педагогики и психологии Барановичского государственного университета.
Лаборатория осуществляет свою деятельность в целях развития отраслевой специализации научно-исследовательской деятельности в области педагогического дизайна детской игры; проведения научных исследований в области дошкольного и начального образования (курсовых, дипломных, магистерских, кандидатских и докторских); научно-методического сопровождения экспериментальных и инновационных проектов и разработок по профилю образования «Педагогика» в рамках совместной деятельности с организациями–партнерами.
Основными задачами Лаборатории педагогики детства являются: развитие инфраструктуры регионального центра кластерного социального развития, включающего учреждения образования разных уровней (организации-партнеры); выполнение научно-исследовательских, экспериментальных и инновационных работ по профилю «Педагогика» направлению «Образование», образовательным программам среднего специального, высшего и научно-ориентированного образования; разработка, апробация и внедрение образовательных программ, проектов, образовательных маршрутов Лаборатории; создание интерактивного педагогического музея детской игры и организация его деятельности; издание методических рекомендаций для обучающихся, педагогических работников учреждений образования; учебно-методических пособий, монографий, сборников научных статей, периодических изданий для широкого круга педагогической общественности.
Для достижения целей и выполнения задач Лаборатория педагогики детства выполняет ряд функций: разработка и внедрение новых методов исследований педагогического дизайна детской игры; формирование категорий, понятий, базовой модели научно-методической концепции педагогического дизайна детской игры; разработка структуры и технологии организации педагогического дизайна детской игры; разработка и апробация инструментария и методики организации педагогического дизайна детской игры с учётом развивающего потенциала игр и игрушек, их пригодности для разных видов детской игры, возрастной адресности, этических, эстетических и других качеств; обеспечение функционирования интерактивного педагогического музея игр и игрушек с учетом принципов музейной педагогики, психолого-педагогических функций музеев, содержания и интерактивных форм музейной работы.
Основные направления деятельности
Образовательная деятельность: организация работы объединений по интересам (дополнительное образование детей 2–7 лет, циклы вебинаров для родителей, циклы онлайн-занятий для студентов учреждений среднего специального и высшего образования); профориентационная работа по профилю «Педагогика» (экскурсии, аудиторные занятия, цикл мастер-классов, выездные профориентационные собрания с абитуриентами на базе учреждений общего среднего и среднего специального образования); организация деятельности тематических научно-методических объединений педагогических работников учреждений образования региона.
Научно-педагогическая деятельность: международные научно-практические семинары, олимпиады по дошкольному и начальному образованию, конкурсы творческих работ детей и педагогов, круглые столы, практикумы, тренинги, консультации, диалоговые площадки в СМИ, интернет-ресурсах.
Волонтёрская деятельность: функционирование волонтёрского отряда студентов и преподавателей в целях организации и проведения фестивалей для детей с особенностями психофизического развития, участия в благотворительных акциях, социально значимых мероприятиях по запросам учреждений специального образования.