Обучение грамоте – начальный этап в процессе обучения русскому языку, в задачи которого входит формирование у будущих первоклассников элементарных умений по чтению и письму. Обучение ребёнка грамоте является очень важным этапом в его развитии. От того, как ребёнок овладеет чтением и письмом, во многом зависит успешность обучения в школе. Одна из важнейших задач при обучении грамоте – овладение навыками анализа и синтеза слов и предложений. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребёнок не научится хорошо читать и грамотно писать.
Обучение ребёнка грамоте может быть интересным и увлекательным занятием, если помнить несколько простых правил.
При обучении детей грамоте НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
- Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.
- Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.
- Следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук (звук [б], а не [бэ], звук [р] а не [эр]) до тех пор, пока ребёнок не будет знать полностью все буквы и читать слова и предложения с ними. Только тогда следует ознакомить ребёнка с правильными названиями букв русского алфавита.
- Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву – видим и можем ее писать.
- Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.
- Предлагайте для звукового анализа и синтеза только те слова, написание которых абсолютно не расходятся с произношением (мак, уха, крот, мост).
- Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет 20 минут, для шестилетних – 25 минут.
- Хвалите, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.
В старшем дошкольном возрасте детям необходимо усвоить представления о том, что наша речь состоит из предложений, предложения – из связанных по смыслу слов, слова состоят из звуков и делятся на части – слоги.
ВАЖНО
Обучая ребенка элементам звукового анализа и развивая фонематический слух, следует помнить, что всё, что мы говорим, читаем, пишем – речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из слов. Слова складываются в предложения.
Предложения – это слова, связанные между собой по смыслу.
Слова делятся на слоги, состоят из звуков.
Звук – то, что мы слышим и произносим.
Буква – то, что видим, пишем и читаем.
Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше - ниже), при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды.
Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.
Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок. Детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме глухие звуки обозначаем наушниками, а звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З], [Й], [Л,] [М], [Н], [Р].
Глухие звуки: [К], [П], [С], [Т], [Ф], [Х], [Ц], [Ч], [Ш], [Щ].
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные звуки: [Ж], [Ш], [Ц].
Всегда мягкие согласные звуки: [Й], [Ч], [Щ].
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Как и зачем развивать фонематический слух ребенка?
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Развивать фонематический слух можно при помощи игр.
Игра «Эхо». Взрослый обсуждает с ребенком или группой детей, что такое эхо и где с ним можно повстречаться, какое оно в представлении игроков. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение.
Игра «Живая азбука». Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед детьми на столе изображением вверх: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж. На других карточках изображены предметы. По команде ведущего игроки выбирают предметы, названия которых включают ту или иную букву, и раскладывают их по кучкам. Выигрывает тот, кто подберет
больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. На втором этапе «кучки» сортируются в соответствии с буквой из пары. Освоив «карточный» комплекс предметов, можно переходить к усложненному варианту: отыскивать в помещении (в квартире, в доме) то, что в названии включает заданный ведущим звук.
Игра «Перевозим грузы». В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).
Игра «Заколдованное слово». Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки – тогда слово становится свободным. Но сделать это можно только тогда, когда волшебник отлучается по делам из дому. Роли распределяются так: взрослый будет ведущим, называющим плененные слова, один из детей – волшебником, который то появляется, то уходит, остальные дети – спасители слов (при появлении мага они могут замирать на месте). Чтобы волшебник «не мелькал», ему можно давать поручения (вернуться, только собрав 3 – 5 предметов одного цвета или принести определенное количество вещей на букву «к»).
Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия! Пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному, не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Поддержать интерес ребенка в процессе обучения грамоте помогут задания в игровой форме
Задание №1. Упражняйте ребенка в различении неречевых звуков. Предложите отгадать звук погремушки и бубна, барабана и молоточка и т.п.
Задание №2. Упражняйте в различении речевых звуков. Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и». Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку. Обратите внимание ребенка к своим губам, как рот широко открыт, когда произносите звук [а]; как губы вытянуты вперед, когда произносите звук [у]; как округлены губы при произнесении звука [о] и улыбаются при звуке [и]. Объясните ребенку, что звуки мы слышим и произносим.
Задание №3. Попросите ребенка, рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду.
Задание №4. Упражняйте составлять предложения по картинкам: «Девочка поливает цветы», «Девочка моет руки». Объясните, что вы составляете предложения, предложения состоят из слов. Попросите ребенка определить количество слов в предложении, составить предложения с определенным количеством слов.
Задание №5. «Что бывает?»
Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т.д.
Например, можете задавать такие вопросы:
Что бывает красным? (клубника, арбуз, кирпич, крыша);
Что бывает глубоким? (тарелка, озеро, речка, колодец);
Что бывает колючим? (кактус, ежик, роза, елка);
Что бывает душистым? (духи, мыло, цветок, шампунь).
Также можно спрашивать: что бывает круглым? высоким? пушистым? широким? твердым? белым? горячим? и т.д.
Задание №6. Предложите отхлопать в ладоши, протопать слоги в словах ва-та, ли-са, ма-ши-на, ку-би-ки, кот, мяч.
Задание №7. Составьте с ребенком слова из слогов:
— Если сказать ШУ, а потом БА, что получится?
— Если произнести слоги СА, ПО, ГИ, что получится?
Задание №8.
Задание №9. Покажите ребенку, что из двух звуков [а] и [у] получится крик заблудившихся в лесу детей а-у, из звуков [у] и [а] получается плачь ребенка у-а. Предложите упражнения:
— Если я произнесу у-у, а потом и-и, что получится? (Уи)
— Я пою ои. Какой звук я произношу сначала, а какой потом?
Задание №10.Упражняйте ребенка в выделении гласного звука из начала слова, стоящего под ударением:
— Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист?
— Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?
Расскажите, что гласные звуки произносятся легко (воздух не встречает никакой преграды), поэтому их можно петь. Гласные звуки обозначаются красным кружком.
Задание №11.
Задание №12.
Задание №13.
Задание №14.
Задание №15. Объясните ребенку, что буквы бывают большие и маленькие. Буквы мы видим, пишем, читаем. При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова.
Предложите ребенку составить слоги, слова из разрезной азбуки из букв:
— составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;
— составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;
— составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;
— составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв.
— составление и чтение предложений.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка, требующий усилий и времени. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения и доброжелательности.
Помните, что ПЕРЕУЧИВАТЬ всегда намного труднее, чем НАУЧИТЬ. Поэтому ваше обучение ребёнка должно быть ГРАМОТНЫМ!
Составитель: Савеня Вера Николаевна,
преподаватель-стажёр
кафедры дошкольного и начального образования