Для изучения языка свободная
любознательность гораздо
важнее грозной осведомленности
Аврелий Августин
Рассматривая вопрос раннего обучения иностранному языку, стоит коснуться такой темы, как возраст начала обучения. Здесь стоит отметить, что среди педагогов нет общего мнения о самом оптимальном возрасте. А большинство психологов называет возраст четырех-пяти лет наиболее благоприятным для начала изучения, так как в этом возрасте ребенок уже освоил родную речь. Но нельзя забывать, что каждый ребенок уникален и развивается не по шаблону. Конечно, занятия для годовалых деток не дадут таких результатов как занятия с пятилетками, и никто не утверждает, что и трехлетки после этих занятия сразу заговорят предложениями, но возможно именно после этих занятий у них начнет откладываться информация, начнет появляться понимание иностранных слов и их ассоциация с предметами в действительности, будут развиваться фонетические навыки, а это, в свою очередь, послужит прочной основой для дальнейшего, более углубленного изучения иностранного языка.
Обучение иностранному языку должно происходить в привычной для детей речевой обстановке: общение с детьми на иностранном языке в игре, изобразительной деятельности, в процессе самообслуживания (умывания, одевания, укладывания на сон, пробуждения), в бытовых условиях (во время уборки, ухода за домашними животными, приготовления пищи). В это время дети начинают понимать практическое применение иностранного языка; учатся осознанно выбирать языковые средства для общения с другими людьми; у них формируется более целостная картина мира; они обогащаются информацией о культуре страны изучаемого языка с учётом своих личных интересов.
Организовать это можно с помощью песенок и рифмовок на иностранном языке, которые будут сопровождать процесс подъема, одевания или прием пищи. Просто и эффективно такую деятельность можно организовать с помощью Интернет-ресурсов: YouTube, Learn English Kids, KizClub, ABC YA, Star Fall и т.д.
Есть интернет-ресурсы, которые разработаны для детей носителей языка и есть для детей, которые изучают иностранный язык. Каждый из них имеет свои особенности, например, песенки, мультфильмы и образовательные видеоматериалы, придуманные носителями языка для детей носителей языка, очень ярко отображают культуру и традиции, современные формы языка и наиболее приближены к реальной жизни детей.
Мы предлагаем вам ознакомиться с примерами на площадке YouTube:
- https://www.youtube.com/@TwinkleLittleSongs
- https://www.youtube.com/@msrachel
- https://www.youtube.com/@SuperSimpleSongs
- https://www.youtube.com/channel/UCZzfOkvfLKdKYEWAZ_Vc0zg
- https://www.youtube.com/watch?v=VTmmoaO2M_U&list=RD5gZOYKHXwyQ&start_radio=1
- https://www.youtube.com/@Thesingingwalrus
Ресурсы, разработанные для детей изучающих иностранных язык полезны тем, что они учитывают особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста, и ими могут пользоваться не только педагоги, родители, но и сами дети самостоятельно без знания иностранного языка.
Важно отметить, что обучение дошкольников иностранному языку должно основываться на говорении и слушании, без внедрения письменной речи, поэтому мы предлагаем взрослым в процессе совместной деятельности с детьми называть и описывать свои действия, задавать детям вопросы в процессе выполнения заданий, игр и упражнений поддерживать интерес к песенкам и подпевать вместе с детьми.
Наиболее эффективными и интересными для детей будут именно групповые занятия, так как в их процессе дети общаются со взрослыми и сверстниками на иностранном языке, слушают речь друг друга, имеют больше возможностей для повторения языкового материала.
Очень важно сформировать у детей мотивацию и положительное отношение к изучению иностранного языка. Детям предлагается осуществлять общение на иностранном языке для решения различных игровых задач, что требует от них осознанности в применении иностранных слов.
На примере задания для детей рассмотрим, какой потенциал может нести совместное занятие родителей и детей по английскому языку в течение 15 минут.
На первый взгляд в задании предложено посчитать и разукрасить осенние дары природы. При этом родители и педагоги могут познакомить детей с английским названием поры года осень (Fall), для начала выполнения задания мы можем предложить ребенку назвать свое имя с помощью фразы My name is …
Для нас важна речевая плотность занятия, поэтому каждую строчку задания мы заполняем вместе с детьми, тем самым закрепляем счет на английском языке. В процессе раскрашивания можно побеседовать с ребенком о любимом цвете, о том, какими по цвету могут быть предложенные предметы и почему. Например: «Каким цветом мы будем раскрашивать листок, а каким жёлудь?», «Тебе больше нравится красный или жёлтый?», «Подай, пожалуйста, оранжевый карандаш» и т.д.
Потом говорим эти фразы на английском языке, используя английскую лексику по теме задания, сопровождая речь жестами и мимикой. С помощью этого будет закрепляться английская лексика и поддерживаться интерес детей к деятельности, так как, если ребенок не понимает задания, то оно не будет вызывать интерес. При этом английские слова приобретают яркий образ в памяти ребенка и перестают быть непонятными и чужими.
Готовые шаблоны, задания и карточки мы предлагаем вам найти на следующих ресурсах:
Так же в обучении иностранному языку помогут интерактивные компьютерные игры
https://www.abcya.com/grades/prek/skill
https://www.sesamestreet.org/games
Важно соблюдать временные ограничения работы ребенка с компьютером (не более 10 мин.) и проводить гимнастику для глаз, чтобы предупредить утомляемость нервной системы и снижение зрения ребенка.
Так же мы предлагаем использовать музыкальные композиции
https://notka.net/luchshie-detskie-pesni-na-anglijskom-yazyke/
стихи и словесные игры https://healthunit.org/wp-content/uploads/Nursery_Rhymes_Songs_Fingerplays_Printable_Cards.pdf
Мы не утверждаем, что ваш ребенок быстро и полно усвоит английский язык, будет бегло говорить, сочинять песни и стихи. Но мы уверены, что время, которое вы совместно с ребенком посвятите играм, рисованию, стихам и песням на английском языке, даст свои плоды и принесет много удовольствия.
Желаем успехов!
Информацию подготовила Шовгеня Маргарита Михайловна, преподаватель-стажёр кафедры
дошкольного и начального образования факультета педагогики и психологии учреждения
образования «Барановичский государственный университет», магистр педагогических наук