г. Барановичи
ул. Парковая, 62, к.3,
ауд. 125-126

    Консультационный зал

    Что такое логическое мышление простыми словами?

    Каждый день каждый из нас принимает огромное количество самых разнообразных, сложных (как выполнить задание учителя в школе или начальника на работе), и не очень (что подарить друг на день рождения или какой фильм посмотреть вечером) решений. И то, как мы рассуждаем в процессе принятия этих решений, в той или иной мере определяет его конечный результат.

    Мы мыслим всегда, когда что-то познаем: анализируем поступающую информацию, выделяем в ней главное и второстепенное, устанавливаем причины и следствия, делаем выводы и обобщения…

    Но мыслить мы можем по-разному, следовательно, и мышление бывает разным.

    Мы можем принимать решения прямо по ситуации, которая происходит здесь и сейчас, например, играя в шахматы или решая головоломки (наглядно-действенное мышление), а можем представить себе определенную ситуацию, при этом ничего не делать самим в этот момент (наглядно-образное мышление), а можем подойти к решению простой задачи  нестандартно (творческое мышление), а еще нам часто приходится группировать предметы по их общим признакам, что-то утверждать или отрицать, делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи (вот оно, то самое логическое мышление).

    ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ЕСЛИ ЕСТЬ ШКОЛА?

    Действительно, школьные программы по всем учебным предметам  развивают мышление, но заниматься с ребенком дома не менее важно. Как известно в школе дети получают новые знания, но закрепить, осознать и усвоить их помогает как раз домашняя работа — с развитием логического мышления та же история.

    Кроме того дома, по сравнению со школой, детям психологически комфортнее и проще.

    Ребенок с развитым мышлением проще справляется с решением непростых ситуаций и с негативными эмоциями, возникающими при столкновении с трудностями (а это, в свою очередь, формирует стрессоустойчивость).

    Ребенок с развитым логическим мышлением умеет расставлять приоритеты и управлять своим временем.

    Нестандартные решения и креативность, свойственные детям с хорошо развитым логическим мышлением, востребованы всегда и везде.

    И, наконец, у человека с гибким мышлением гораздо больше возможностей для самореализации, по сравнению с теми, у кого есть только знания, но нет нужных навыков по их применению в различных ситуациях.

    Это лишь несколько причин, почему следует развивать логическое мышление младших школьников дома.

    ТАК КАК ЖЕ РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

    Главное, что нужно помнить родителям, прежде, чем приступить к поиску и подбору упражнений на развитие логического мышления, это то, что современные младшие школьники в большинстве своем крайне неусидчивы. Они еще не умеют мыслить логически, обладают так называемым «клиповым» мышлением (т.е. воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не могут сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое), живут и действуют «здесь и сейчас». И никакая мотивация здесь не сработает. Единственное, что может увлечь ребенка этого возраста — это игра. Игровой формат занятий – вот ключ к поддержанию устойчивого интереса ребенка. При этом, чем разнообразнее игры, тем дольше получится сохранить интерес ребенка.

    Прием «Группировка предметов». Распечатайте набор картинок с изображением простых предметов из разных областей и предложите ребенку рассмотреть их и разложить на группы. Например: кухонная посуда, одежда, гаджеты, котики, фрукты.

    Отделяя одни предметы от других, ребенок учится видеть общее и разное — тем самым развивает словесно-логическое мышление за счет группировки предметов по признакам.

    Игра  «Четвёртый лишний». Упражнение заключается в том, чтобы исклю­чить один предмет, у которого отсутствует некоторый призна­к, общий для остальных трёх (здесь также удобно использовать карточки с изображениями).

    «Отметь общий признак».  Перечислите слова из одной категории и попросите ребенка назвать одно слово, которое их объединяет. Например:

    огурец, брокколи, кабачок, редис — овощи;

    мухомор, подберезовик, лисичка — грибы;

    береза, дуб, сосна — деревья.

    Когда ребенок ищет общее между разными объектами, он учится визуализировать и анализировать их свойства и развивает логическое мышление за счет активного воображения и обработки прошлого опыта.

    Игра «Чего не хватает?». Нужно придумать недостающие части рассказа, (начало, середину или конец).

     «Соединение элементов воедино». Предложите ребенку вырезать нужные фигуры из разных предложенных для того, чтобы получился дом, корабль и рыбка.

    Игры на поиск разных признаков предмета.

    «Назови, сколько сторон, углов и вершин у треугольника?».

    «Никита и Егор прыгали в длину. С первой попытки Никита прыгнул на 25 см дальше, чем Егор. Со второй Егор улучшил свой результат на 30 см, а Никита прыгнул так же, как и с первой. Кто прыгнул дальше со второй попытки: Никита или Егор? На сколько? Догадайся!».

    Игры на узнавание или составление объекта по определённым признакам.

    «Какое число идёт перед числом 7? Какое число стоит после числа 7? За числом 8?».

    Задания подобного вида способствуют развитию умения анализировать и синтезировать

     «Что общего?»:

    1)      Борщ, макароны, котлета, компот.

    2)      Свинья, корова, лошадь, коза.

    3)      Италия, Франция, Россия, Беларусь.

    4)      Стул, парта, шкаф, табурет.

     «Что объединяет?». Например: возьмите три картинки с изображениями животных: коровы, овцы и волка и спросите у ребенка: «Что объединяет корову и овцу и отличает их от волка?».

     «Назови признак предмета». Например, книга — какая она? Из какого материала она изготовлена? Какого она размера? Какой она толщины? Каково её название? К каким предметам относится?

    Полезные игры: «Кто живёт в лесу?», «Кто летает в небе?», «Съедобное — несъедобное».

    Задания подобного вида способствуют развитию умения выделять существенные и общие  признаки, делать выводы и обобщения.

    Игры на сравнение по цвету. Нужно назвать побольше предметов:

    а) синего цвета

    б) жёлтого цвета

    в) белого цвета

    г) розового цвета.

    Игры на сравнение по форме. Нужно назвать побольше предметов:

    а) квадратной формы

    б) круглой формы

    в) треугольной формы

    г) овальной.

    Игры на сравнение 2 предметов. Предложите ребенку сравнить:

    а) грушу и банан

    б) малину и клубнику

    в) санки и телегу

    г) автомобиль и поезд.

    Одним из самых эффективных способов развить логическое мышление в начальной школе является решение нестандартных задач.

    Совет. Используйте логические задачи и загадки, головоломки, ребусы и шарады, много­численные образцы которых вы легко найдёте в разных методических пособиях, а также в интернете.

    Примеры задач со спичками

    1. Нужно составить 2 одинаковых треугольника из 5 спичек.
    2. Нужно сложить 2 одинаковых квадрата из 7 спичек.
    3. Нужно составить 3 одинаковых треугольника из 7 спичек.

    Игра  «Слова наоборот». Назовите слово и предложите ребенку найти слово с противоположным значением. Можно использовать разные части речи:

    существительные (смелость — трусость);

    прилагательные (смешной — грустный);

    глаголы (открыл — закрыл).

    Подбирая антоним, ребенок учится выделять противоположные признаки при совпадении других компонентов — за счет анализа и смекалки развивается словесно-логическое мышление.

    Игра «Угадай-ка». Назовите разные части одного объекта и предложите ребенку угадать, какой объект вы загадали. Например:

    цифры, стрелки — часы;

    уши, хвост, хобот — слон;

    буквы, картинки, бумага — книга.

    Можно усложнить задание: кроме частей называть еще и характеристики объекта. Например: маленький, колючий, живет в лесу — еж.

    Когда ребенок соединяет разные части в целое, он учится рисовать воображаемые картинки — отличная тренировка для прокачки словесно-логического мышление.

    Сочинение историй. Сочините вместе с ребенком историю. Начните с простого предложения, например: «Жил-был кот...». Пусть ребенок продолжит и скажет следующее предложение, и так по очереди. Постарайтесь развить историю по всем правилам драматургии, с завязкой, кульминацией и заключением.

    Выбирая продолжение истории, ребенок учится смело озвучивать свои фантазии. Он развивает творческое и логическое мышление за счет последовательного проговаривания своих идей с сохранением общего смысла.

    Игра «Правда или вымысел». Придумайте предложение с реалистичным смыслом (мама готовит ужин) и спросите ребенка: правда это или вымысел. Затем скажите что-то нереальное (книга идет домой) и задайте тот же вопрос. Предложите ребенку самому называть вам правдивые и ложные предложения.

    Так ребенок учится сопоставлять реальность и фантазии. Благодаря этому происходит развитие словесно-логического мышления за счет анализа слов и предложений.

    Игра  «Нереальное действие». Возьмите любой предмет и попросите ребенка изобразить такое действие, которое мы обычно не делаем с этим предметом: сыграть на швабре, как на гитаре, нести мяч на голове, как корону. Угадывайте, что изображает ребенок, задавайте ему уточняющие вопросы.

    Придумывая, как изобразить необычное действие с определенным предметом, ребенок учится реализовывать нестандартные идеи. В этот момент его гибкий ум вместе с активным воображением развивают наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

    Нарисуйте интеллект-карту. По центру листа напишите любое слово или идею. Например, город. От него нарисуйте несколько стрелок и отметьте, что есть в городе: дома, люди, дороги. Дальше проведите стрелки от каждого слова и определите категории: какие бывают дома (школы, жилые дома, заводы, магазины), какие бывают люди (взрослые и дети, мужчины и женщины). На следующих стрелках отметьте, что есть в этих домах (классы в школах, прилавки и примерочные в магазинах), чем занимаются горожане (гуляют, работают). Продолжайте до самых мелких деталей.

    Это упражнение учит видеть целое, его части и закономерности. Оно дает положительный заряд творческому и системному мышлению за счет работы обоих полушарий мозга.

    ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ…

    • Используйте с пользой время, потраченное «впустую»: некоторые из предложенных упражнений можно легко выполнять во время прогулок в школу или домой, в очереди в магазине, во время поездок в транспорте.
    • Не превращайте занятия в обучение, его детям и так хватает. Покажите на собственном примере, что развитие может быть веселым и интересным.
    • Не переусердствуйте: лучше заниматься не долго (10-15 минут в день вполне достаточно), но регулярно.
    • Выполняйте задания вместе с ребёнка, а не за ребенка. Если ребенок не знает, как ответить, задайте наводящие вопросы, порассуждайте вместе с ним (а не за него) или подарите «волшебную» подсказку.
    • Наслаждайтесь процессом развития вместе с вашим ребенком.

    Составитель: Василевич Наталья Александровна,
    старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования,
    магистр педагогических наук, исследователь

     
    Наш адрес:
    225401, ул. Парковая, 62, к. 3, ауд. 125 - 126,
    г.Барановичи, Брестская область, Республика Беларусь
    Телефон (факс): 8 0163 50 90 88
    E-mail: lpd@barsu.by,
    Независимая оценка качества
    © 2024 Лаборатория педагогики детства. Кафедра дошкольного и начального образования. Факультет педагогики и психологии. Учреждение образования "Барановичский государственный университет"